ТЕМА
13. НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ
Наш Владимирский край богат разнообразными природными ресурсами,
но главное богатство - люди. Они умело используют дерево, камень, ткань,
краски, металл в своей повседневной жизни.
Народные промыслы нашего края своими корнями уходят в
глубокую древность. Промыслы были широко распространены в Вязниковском, Гороховецком,
Меленковском, Владимирском, Судогодском, Покровском, Суздальском и других
уездах (кн. История Владмирского края). В области получили развитие
строительство из камня, обработка металла, резьба по дереву, строчка и вышивка
гладью, ручное и машинное ткачество, вязание чулок и варег, сапожно-скорняжный
промысел, изготовление глиняной игрушки и посуды, иконописный промысел.
До революции основным занятием населения губернии было земледелие.
Наибольшим плодородием отличались земли Юрьев-Польского и некоторых других
уездов. Но даже на этих плодородных землях своего хлеба не хватало и большая
часть мужского населения занималась отхожими и местными промыслами.
Каждый год из Владимирского края растекался мастеровой
люд. Славились своим умением Суздальские и Владимирские каменщики, Покровские
столяры и плотники, Судогодские серповщики.
13.1. СТРОИТЕЛЬСТВО
Первые упоминания о мастерах белого камня относятся ко
временам Владим'ира Мономаха. Они построили храмы не только в Суздале, Владимире,
но и в Москве, Нижнем Новгороде, Ярославле и других городах. Обнаруженные
древние карьеры по выработке белого камня близ г.Коврова (с.Андреевское), у
села Мошок Судогодского и с.Егорий Гусь-Хрустального района свидетельствуют о
большом спросе белого камня в древнем градостроении. Нужно было обладать
огромным терпением, мастерством и прилежностью, чтобы вырубить монолитный белый
камень, обтесать его, уложить в строение и украсить резьбой.
Суздаль и Владимир, Юрьев-Польский и Гороховец богаты памятниками
зодчества и мастерства. В развитии архитектурного образа Владимиро-Суздальских
памятников исследователи выделяют три этапа. Памятники времен Юрия Долгорукова
суровы без излишних украшений. Соборы Андрея Боголюбского и Всеволода III торжественны,
нарядны, украшены барельефно-пластической резьбой, наконец, здания 20-30 годов XIII
века отличаются архитектурными деталями фасадов и широким применением
барельефно-графической резьбой.
В памятниках XVIII века мастера повсеместно использовали штукатурку,
фрески и раскраску фасадов и внутренних комнат храмов.
Почти в каждом районе области сохранились строения
общественных зданий XIX в., которые вписываются в архитектурный ансамбль
строений современных-городов, показывая непрерывную связь мастерства древних строителей
храмов и современного градостроительства.
"Камнесечное ремесло веками было гордостью
владимирских мастеров. Долотили камень молотками и желобчатыми скарпелями, стараясь
запечатлеть на нем то образы князей, то лики святых, то невиданных птиц,
зверей, растений. И лишь имени своего не оставляли на камне безвестные
камнесечцы..."
13.2. ОБРАБОТКА МЕТАЛЛА
Промыслы, связанные с обработкой металла возникли очень
давно на территории нашего края. Историки пишут, что кузнечное дело получило широкое
развитие еще в IX-X веках. Например, В.И.Ребров в кн. "Наши корни"
приводит интересные данные о кузнечно-ремесленной слободе на реке Ильмовке. Им
описаны древние печи, которые работали около 760 лет назад. Может быть здесь
древние умельцы ковали оружие для изгнания захватчиков с земли Владимирской.
Древние кузнецы изготавливали и принадлежности для сельхозработ. Сырьем служила
местная железная болотная руда и уголь был под рукой - березовый и еловый. В
окрестностях г.Суздаля археологи нашли изделия серебряной чеканки и литейные
формы Х-ХШ вв.
В средние века получило развитие производство кованых
изделий в Александровском, Суздальском, Муромском, Меленковском и Гороховецком
уездах. Почти каждый монастырь и село имели свои кузницы.
Для церквей и простых людей делали решетки, кресты,
железные двери, скобы, замки, ручки, флюгеры, литовки, сошники, резцы, топоры, гвозди,
ухваты, заслонки, чугуны, сковороды и столовые приборы. Железа уходило много,
его стали завозить из Швеции и Германии, а позднее с Урала. В XIX веке в нашей
губернии очень многочисленны и известны были серповщики. Например, в
Улыбышевском и Судогодском уездах их насчитывалось более 1200 человек.
Исследователи народных промыслов отмечают, что серповщаки собирали серпы со
всей европейской России, зубрили и изготовляли серпы и косы до 3 млн штук в
год.
Великолепные образцы бытового и архитектурного металла, собранные
со всей губернии, представлены в Александровском филиале Владимиро-Суздальского
музея-заповедника. В коллекции Владимирского музея хранятся напрестольные
кресты, чеканные оклады евангелий, икон, выполненные местными мастерами.
Народные умельцы-мастера ювелиры владели способом изготовления
художественных изделий из крученой гладкой проволоки "Филигрань", или
скань (от древнерусского слова "екать" - сучить, свивать). Например,
в Мстере в ^VII-XVIII вв. ювелиры наладили поточное производство икон, и в XIX веке
здесь открылась фабрика по изготовлению окладов с помощью штамповки из дешевой
фольги. В XX веке мастера широко использовали способ золочения, серебрения,
оксидировки, эмали в сочетании с гладким или чеканным металлом, сложного
рисунка орнамента изделия.
Художники Мстеры имеют свой неповторимый стиль работы. Изделия фабрик - это
красивые подстаканники, стойки, графины, подносы, ажурные сахарницы и конфетницы,
сканные броши, браслеты, серьги и различные украшения.
На реках Киржач, Шерне, Пекше в XVI-X VII веках строились
плотины и заводы для фабрик по производству изделий из цветного металла, меди, латуни,
а в XIX и XX веках — серебра и золота.
В г.Кольчугино на заводах в наше время выплавляют листовую
медь, латунь, делают трубы, кастрюли, подносы, столовую посуду, а также высокохудожественное
литье, сусальное золото, монетную ленту. Таким образом, древние художественные
промыслы из металла, такие как филигрань, серебряное и золотое литье,
сохраняются и в наше время и радуют нас своей красотой.
13.3. РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ
Владимирский край испокон веков славился хорошими
плотниками, рубившими жилые дома, колодцы и терема из дерева, украшавшими их сложными
и красивыми орнаментами. Обилие и разнообразие лесных пород, желание украсить
свой быт породило многообразие изделий из дерева. Здесь были в почете также
производство предметов из дуба, лыка, бересты, сундучный промысел и посуда,
хозяйственный инвентарь.
Исследователи народных промыслов пишут, что у народа
всегда была любовь к затейливому узору, оформлению внешнего вида своего жилища.
Резьбой и фигурами украшали фасад дома, ворота и забор. Так, в древние времена
фасад дома (торцы подкровельных слеч) закрывались "причелинами" - длинными
резными досками, украшенными сквозными узорами. Конек дома продолжался фигурой
птицы, головы коня или льва, образы которых для русского человека были символом
добра и охраны дома от несчастья. Приемы
жилого строительства и орнаментальные мотивы домовой резьбы имели широкое
распространение вплоть до начала, а местами и до середины XIX в. Затейливым был
убор светельчатых окон на фронтоне. Наличники на фасаде часто оформлялись .
резными ставнями.
С XIX века и по настоящее время широко использовалась
пропильная резьба с помощью картона, шаблона, лобзика, пилки и стамески
(Скворцов А.И., 1984)- Каждый дом отличался богатством пропильной резьбы, сложностью
и мелкоузорчатостью декоративного орнамента. "Современные декоративные
доски -ажурные и свободные по построению рисунка. Часто в них
используются
круглые розетки в виде подсолнуха, солнца с отходящими от
него лучами или в виде тонких переплетений растений. В некоторых рисунках современность
сочетается с языческим обычаем из прошлого нашего края. Это хорошо видно из
самобытного оформления домов Мстеры, в Покровском, Александровском и других
районах. Образы строений собраны и экспонируются в музее деревянного зодчества
в Суздале
13.4. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ
"Поселок Мстера издавна славился живописцами,
мастерами ювелирного искусства, филиграни, прекрасными вышивальщицами.
Знаменитая лаковая миниатюра Мстеры получила свое начало
от школы иконописи XVII века. Более 200 лет здесь создавались шедевры,
известные далеко за пределами края, а после революций потомственные умельцы-мастера
нашли применение своего таланта в раскраске и оформлении деревянных коробов,
шкатулок, чашек, ковшей, ложек и др.
Художники Мстеры рассказывают, что сотворить изделие
лаковой миниатюры не просто (Дмитриев Н.Г., 1989). Так, вначале склеивают 9 слоев
картона, "купают" его в масле, высушивают в специальной камере и при
определенной температуре, несколько раз красят, лакируют, наносят рисунок на
внешний черный фон изделия. Внутренний фон шкатулки красный, он прекрасно
подчеркивает контрастность внешнего фона. Нужно великое мастерство художника,
чтобы перенести рисунок по контуру с бумаги на изделие. На последнем этапе на
изделие наносят золото и серебро.
Краски Мстеры - это настоящая поэма лаковой миниатюры. Мировую
известность приобрели изделия художников Мстеры: шкатулки, пудреницы,
игольницы, горки и др.
13.5. ГОРОХОВЕЦКАЯ
ИГРУШКА
Возникла она с появлением города, а развитию промысла
обязана была обилию мягких, пластичных глин, распространенных в окрестностях Гороховца.
В XIX веке гороховецкую игрушку признали и полюбили не только в губернии, но и
за ее пределами. Очень популярны были игрушки одного коня. В народе они
получили название "одиночников". Художники любили выполнять заказы на
игрушку "Тройка лошадей". Смотришь на эту игрушку, и глаз не в силах
оторвать - настолько она красочная, кони так и рвутся вскачь.
• Большой популярностью пользуются гороховецкие игрушки -
яркие лепестковые розетки, русская барыня, группа птиц: петушки, курочки, голуби.
Они представляют сказочный мир.
13.6. ИЗГОТОВЛЕНИЕ
ТКАНЕЙ
В конце прошлого века на земле Владимирской получило
развитие ткачество хлопчатобумажное, шерстяное, льняное и шелковое. Край Владимирский
по праву называли ситцевым краем, т.к. здесь в конце XIX века вырабатывали
треть всех хлопчатобумажных тканей России. Первые суконные мануфактуры
появились в конце XVII века, а в начале XVIII века действовали и полотняные.
Историки пишут, что Петр I заказывал в с.Покровском и Юрьев-Польском полотна
для российского флота. В середине XVIII века высоко ценилась продукция
вязниковских полотняных фабрик, в XIX веке быстро стал развиваться
шелково-бархатный промысел. В настоящее время постепенно возрождаются народные
промыслы по изготовлению тканей.
Производство шелка. Считают, что еще во времена
крепостничества производство шелка получило распространение между Волгой и Клязьмой.
На всем пути в каждой избе занимались шелкоткачеством из сырья, поставляемого с
далекой средней Азии.
Во второй половине XIX века шелкоткачеством было охвачено
57 деревень, в которых действовало более 5000 станков, только в Киржаче их было
800. В начале XX века здесь действовали три крупные промысловые артели, которые
в настоящее время представляют крупный центр по выпуску парашютного шелка,
платьевых креповых тканей с набивкой на них многоцветных рисунков.
13.7. БАРАНОВСКИЕ
СИТЦЫ
Свое название Барановские ситцы получили от фамилии купцов
Барановых, основавших мануфактуру Троицко-Александровскую (Комбинат Ш-го
Интернационала в Карабанове). Набивные ткани были известны еще в X веке, ими
торговали во Владимиро-Суздальском княжестве. Мастерство набивки тканей
получило совершенство в XIX веке при помощи машинной технологии. Историки
утверждают, что технология набивки сохранена древняя - тонкий контур узора
наносят на ткань "манерой", своего рода металлическим штампом набитым
на деревянный щит. Славу Карабановской текстильной мануфактуры и по сей день составляют
вытравная печать (нанесение узора на предварительно окрашенную ткань).
Красивые, яркие платенные ткани, платки, кружева, набивные ткани пользуются
большим спросом в области и за ее пределами.
13.8. ИЗГОТОВЛЕНИЕ
СТЕКЛА
Владимирская область долгое время была и остается лидером
России по производству стекла, хрусталя. Здесь насчитывается более 17
стекольных заводов, основные из которых находятся в Гусь-Хрустальном районе; Хрустальный
завод и город Гусь-Хрустальный был основан Акимом Мальцевым в 1756 году.
Местные хрустальные изделия получили известность по всей России и отличались
характерным дизайном, носившим название "мальцевщина". В 1823 году
завод приобрел славу лучшего в России, и местный хрусталь брал призы на
международных выставках.
"С чем сравнить рождение хрустальных изделий? Может
быть, с рождением радуги после дождя, потому, что как радуга, многоцветен и нежен
хрусталь... из крылатой мечты да высокого мастерства рабочего человека и
возникает хрустальное чудо."
13.9. ИКОНОПИСЬ
Икона относится к одному из видов средневекового
искусства. На создание иконы требовалось много времени, терпения, труда и
творчества художника. На икону использовали доски липы, деревья южных сортов -кипарис
и сандаловое дерево. На доску клеили ткань- поволоку, которую покрывали слоями
меха и осетрового клея для предотвращения трещинообразования.
Исследователи иконописания пишут, что в начале мастер
изготовлял слепок рисунка, контуры которого затем накалывал тонкой иглой
лицевой стороной к доске и с помощью углистого порошка переносил сеть рисунка на
доску, обводил неглубокой линией, и приступал к золочению. Живопись по золоту
напоминала вид драгоценной эмали. Наносили сверху несколько слоев красок и
рисунок приобретал объемность. Краски закреплялись слоями олифы. Важно было не
только создать икону, расписать ее, но и украсить. Украшения были разные, от
простых окладов - покрывала из холста, до богатых, оформленных золотом,
жемчугом и драгоценным камнями, а в XVI-XVII веках басмой—тонкой металлической
пластинкой, украшенной тиснениями.
Волшебный мир тайн мастера доносят до нас фрески
Успенского собора, выполненные Андреем Рублевым и знаменитая икона
"Троица" -вершина человеческого творения. Вот как пишет историк о
другой иконе А.Рублева "Владимирская богоматерь": "Какими
словами описать эти тонкие линии, эти поистине волшебные краски, веками не
теряющие яркого блеска и волнующей теплоты, этого живого дыхания былых.времен.
Какими же талантами богата ты, Русь!"
|