Какую роль играет транспорт в хозяйстве и жизни людей?
Какие виды транспорта получили развитие в Централь
ной России?
Что такое транспортный узел?
Транспортный комплекс обеспечивает разнообразные пространственные
связи внутри области и с другими территори- ■} ями. Он ничего не производит, но
без транспорта невозможно функционирование хозяйства области, нарушаются
социально-культурные связи. Транспортную систему любого терри-; ториального
социально-экономического комплекса можно сравнить с кровеносной системой живого
организма. Высокий уровень развития транспорта способствует ускоренному развитию
экономики, а низкий — сдерживает, нарушает синхронность поставок и сужает
возможности разнообразных контактов.
Во Владимирской области транспорт имеет большое значение,
так как большинство отраслей хозяйства использует привозное сырье (топливо,
энергию, конструкционные материалы). На территорииВладимирской областиполучилиразвитие железнодорожный, автомобильный, речной, трубопроводный,
воздушный и электронный (линии электропередач) транспорт. Транспортная система
области хорошо развита, отдельные виды транспорта выполняют в ней разную роль.
Ключевое значение имеют железнодорожный и автомобильный транспорт. Железные и
автомобильные дороги области обеспечивают внутриобластные перевозки,
межобластные связи и имеют большое значение для транспортировки транзитных
грузов. Общая длина железных дорог составляет 1673 км. Наиболее важную
роль играют электрифицированные дороги: Москва— Владимир—НижнийНовгородиМосква—Муром—Казань,
Москва—Александров—Ярославль—+ Архангельск.Велико значение и железных дорог:
Новки—Иваново, Ковров—Муром, Александров—Иваново—Кинешма, |Владимир-<-Гусь-Хрустальный—Тума. Имеется
в области и ряд дорог местного значения, в т. ч. узкоколейных, которые идут к
торфодобывающим предприятиям, местам лесозаготовок, заводам и фабрикам.
Прибытие грузов по железным дорогам превышает отправление, потому что ввозят
много сырья, топлива, необходимых материалов, а вывозят, в основном, продукцию
обрабатывающей промышленности.
Велика роль железнодорожного транспорта и в перевозках
пассажиров.
ВедущимвидомтранспортавоВладимирскойобласти является автомобильный. Длина
автомобильных дорог составляет 8279
км, в т. ч. 7706 км с твердым покрытием. Автотранспорт
выполняет местные и межобластные перевозки. Он удобен тем, что доставляет грузы
и пассажиров, как правило, от исходной точки до конечного пункта без перегрузок
и пересадок. Следует отметить, что грузы перевозятся на короткие расстояния, в
среднем по области на .14 км.
Основной автомагистралью Владимирской области является дорога общегосударственногозначенияМосква—Владимир—Нижний Новгород—Казань.Втораядорогаобщегосударственного
значенияМосква—Ярославль—Архангельскпересекает область на северо-западе. Большую роль в области играют
дороги регионального значения.Владимир
и большинство городов области связаны регулярными автобусными линиями с
Москвой. Автобусные линии с регулярным сообщением связывают Владимир с
Иваново, Нижним j Новгородом, Ярославлем, Рязанью, Чебоксарами, со всеми
районными центрами Владимирской области, многими городами, поселками и
сельскими населеннымипунктами.Внастоящеевремябольшинство центров сельских микрорайонов
имеют надежное автомобильное сообщение с районными и областными центрами.
В 19 городах области работает
внутригородской автобусный транспорт, в 10 – таксомоторный, а в двух —
Владимире и Коврове – троллейбусный.
Общая длина водных путей области — 330 км. Главной транспортной
магистралью является Ока, которая протекает но восточной границе области. По
ней перевозятся грузы и проходят пассажирские маршруты. Судоходна и Клязьма в
нижнем течении до Коврова. Основными грузами на реках являются стройматериалы
и лес.
Владимир авиалиниями связан со многими городами нашей
страны, но следует отметить, что такой крупный туристический центр, принимающий
и иностранных туристов, должен иметь аэропорт более высокого класса.
По территории области проходят трассы нефте- и газопроводов,
они имеют не только транзитное значение, но удовлетворяют и местные
потребности. В настоящее время идет газификация городов и сельских районов
области, все больше используется природный газ. Большое значение для области
имеет электронный транспорт, так как большая часть электроэнергии поступает из
соседних областей.
Крупными транспортными узлами Владимирской области являются
Владимир, Ковров, Муром и Александров.
Транспортная система области нуждается в дальнейшем
совершенствовании, особенно сеть автодорог и подвижный состав автомобильного
транспорта. Необходимо произвести реконструкцию и модернизацию многих отправных
точек — железнодорожных станций и автовокзалов.
Владимирская область имеет разнообразные экономические связи
с другими субъектами Российской Федерации и зарубежными странами. Владимирская
область специализируется на отраслях обрабатывающей промышленности, поэтому в
другие регионы она поставляет: машины и оборудование, бытовую технику,
продукцию химической промышленности, стекло, стеклянные и хрустальные изделия,
разнообразные ткани, швейные изделия, трикотаж и многое другое. Из других регионов
России она получает, в первую очередь, сырье и топливо, конструкционные
материалы, необходимые машины и оборудование, продукты питания. Нарушение этих
связей и даже отдельные перебои в снабжении негативно отражаются на
функционировании экономики области.
При переходе к рыночной экономике возрастает значение и роль
внешних экономических связей. Предприятия и организации Владимирской области
стремятся выйти на мировой рынок. Возрастает число предприятий, экспортирующих
свою продукцию. Растут объемы экспорта и импорта, разнообразных товаров и
услуг. Но необходимо отметить, что большую часть экспортной продукции дают
крупнейшие центры. На города Владимир, Ковров и Кольчугино приходится 88%
экспортных поставок области. Причем, Владимирский тракторный завод, Ковровский
завод имени Дегтярева и Кольчугин-ский завод по обработке цветных металлов
обеспечили 64% всего экспорта, а Владимирский химзавод, Ковровский экскаваторный
завод и Муромский фанерный — еще 14. Большинство предприятий производят пока
продукцию, не отвечающую мировому уровню. Важно повышать качество продукции,
совершенствовать ее в соответствии с требованиями мирового рынка.
Из общего объема экспорта почти 38% пришлось на страны СНГ.
Среди них выделялись Украина и Белоруссия. Активно развивались связи
Владимирской области со странами дальнего зарубежья. Область имела в торговле
со странами дальнего зарубежья положительный торговый баланс.
Владимирская область вела торговлю с 44 странами дальнего
зарубежья. Наиболее крупным:и покупателями продукции владимирских предприятий
были: Иран, Германия, Польша, США, Болгария и Финляндия. В импортных поставках
выделялись: Китай, Германия, Болгария.
Область производила странам дальнего зарубежья и услуги
материального характера, перерабатывала так называемое давальческое сырье. На
ряд предприятий швейной промышленности: Владимирскую швейную фабрику «Победа»,
Ков-ровекую «Сударь», Судогодскую, Покровскую и Собинскую швейные фабрики было
поставлено из Германии и Швейцарии необходимое оборудование, материалы, модели
одежды, и они стали производить продукцию (блейзеры, костюмы, брюки, куртки и
т. п.) на экспорт.
Предприятиям и организациям Владимирской области необходимо
и дальше развивать разнообразную внешнеэкономическую деятельность.
Вопросы и задания:
Какие виды транспорта развиты на территории Владимирской
области?
Какой вид транспорта перевозит большую часть грузов и
пассажиров?
3.Как движутся
грузопотоки через нашу область? Чем объяснить преобладание ввоза над вывозом?
Какиевиды транспорта получили развитие в вашей местности?
Какое сырье и изделия предприятий вашего района, городаполучают из-за пределов области и из других
государств? Какая продукция предприятий вашего района, города поставляется в
другие области и на экспорт?
Каким видом транспорта и по каким дорогам можно проехать из
вашего населенного пункта во Владимир, Москву, Ярославль, Нижний Новгород,
Иваново, Рязань?